Каталог
Меню
Вернуться к списку статей

Выбираем мотоблок

Выбираем мотоблок
Мотоблок - это что-то среднее между трактором и культиватором. Он великолепно справляется с широким спектром сельскохозяйственных работ, а также перевозит грузы.
На большом приусадебном участке не обойтись без мотоблока. С его помощью можно разработать целину, посадить зерно и семена, обработать почву и собрать урожай. Мотоблок, в отличие от культиватора, поднимает глубинные слои почвы, перелопачивая и перемешивая грунт, и тем самым насыщает землю кислородом, делает ее более воздушной. В такой почве и уровень влажности, и циркуляция воздуха намного лучше, чем в перекопанной под лопату.
При выборе мотоблоков нужно обращать внимание на многие факторы, которые могут оказаться ключевыми в разных ситуациях. Для мотоблоков, которые будут использоваться в хозяйстве, большое значение, кроме мощности, также имеет вес и количество передач. Не столь важно, но все же желательно чтобы он имел большое количество навесного оборудования,с помощью которого и будет производиться обработка земли – чем его больше, тем лучше и полезнее будет мотоблок.
Модели из всех трех типов мотоблоков: тяжелого, среднего и легкого, имеют свои достоинства и недостатки. При правильном их применении достоинства будут ключевыми, и работа с таким изделием не вызовет никаких нареканий. Если же сделать выбор не правильно, не рассчитав соотношения потенциала техники с работой, которую необходимо выполнить, то в таком случае с ним будут возникать одни проблемы. Поэтому, в зависимости от того, какую землю нужно обработать, какова ее площадь и какого именно результата нужно достигнуть – и мотоблок должен быть соответствующим. В первую очередь, конечно же, он должен быть сделан из хороших и надежных материалов. В первую очередь, это элементы несущей конструкции, каркас. Для него нужна только лучшая сталь, они должны быть надежно соединены сварочными швами без пор и разрывов, ведь на эту часть приходятся наибольшие нагрузки. Также, очень важно, чтобы к мотоблоку всегда можно было найти детали, притом любые – от расходных материалов, до целых узлов – редуктора, карбюратора и даже двигателя в сборе. И последний, но важный вопрос, это возможность модификации мотоблока. Наилучший вариант – это возможность превратить его в минитрактор, с минимальными затратами времени и ресурсов.

Мотоблок способен:
1. Распахивать целину;
2. Перемалывать глыбы грунта;
3. Бороновать;
4. Окучивать ростки;
5. Копать и сажать корнеплоды;
6. Подготавливать землю под сеяние.
В другое время эта техника применяется для стрижки газонов, уборки снега, перемалывания мусора, в виде тягача на небольшом прицепе.
Принцип работы заключается в передаче крутящего момента от двигателя к шасси. Дополнительно возможен запуск вращающихся механизмов на присоединяемой насадке. Управление осуществляется рукоятками, на которых имеются рычаги газа, сцепления и переключения скоростей.

В состав мотоблока входят:
1. Рама;
2. Шасси (два или три);
3. Двигатель (бензиновый или дизельный);
4. Топливный бак;
5. КПП или редуктор;
6. Узел передачи крутящего момента;
7. Глушитель;
8. Навеска для подсоединения приспособлений;
9. Рычаги управления.



Виды мотоблоков

- Легкие мотоблоки
Сегмент представлен устройствами массой до 80 кг. Часто это бензиновые модели, которые хорошо подходят для ухода за участком размерами 3-15 соток и мягким грунтом. Их удобно транспортировать на дачу в машине.
Достоинства:
достаточный выбор моделей по глубине культивирования;
ширина обработки составляет от 60 до 90 см;
наличие задней передачи;
компактные размеры и мобильность;
тихая работа двигателя;
бюджетная цена;
простота в эксплуатации;
несложное техническое обслуживание;
возможность установить: плуг для вспашки, окучник, картофелекопалку, адаптеры, грабли;
невысокая вибрация.
Недостатки:
повышенный расход топлива;
ременное сцепление быстрее изнашивается;
ограниченные возможности;
не пригодны на больших площадях.

- Средние мотоблоки
Модели массой 80-100 кг укомплектовываются как бензиновыми, так и дизельными моторами. Рассчитаны на посев зерновых в полях, пашку больших участков (20-100 соток) и перевоз урожая в прицепе.
Достоинства:
приемлемая стоимость;
двигатели в диапазоне 5-7 л.с.;
цепные редукторы легко чинить;
большое количество передач;
вместительные топливные баки;
способен выполнять функции транспортного средства;
возможность установки широкого диапазона навесного оборудования: бороны, лопаты-отвалы, картофелесажалка, прицепы.
Недостатки:
громкая работа;
воздушная система охлаждения двигателя не позволяет использовать технику в промышленном назначении;
не предназначен для многочасовых, сложных задач;
буксует на целине.

- Тяжелые мотоблоки
Устройства весом от 100 кг, предназначены для работы на твердом грунте (глина, камни) или разработке целины. Работают на участках от 50 соток и выше. Активно используются для транспортировки урожая и других грузов в прицепе. Выпускаются только дизельные версии.
Достоинства:
подходит для разработки целины;
легко транспортирует тяжелые грузы;
некоторые модели имеют прикрепленное сиденье;
объемный топливный бак;
скорость передвижения до 18 км/ч;
мощный дизельный мотор;
повышенный моторесурс двигателя;
способен работать по несколько часов ежедневно, при выполнении особо сложных задач;
заводится от электростартера;
практически все типы навесного оборудования: водяная мотопомпа, дровокол, измельчитель веток, косилки, мульчирователи, подметальные щетки, опрыскиватели, сеялки, снегоуборщики.
Недостатки:
громкая работа;
дорогой ремонт;
большие габаритные размеры;
высокая стоимость.



Параметры выбора мотоблока

- Мощность
Мощность является определяющим показателем в производительности мотоблока. Чем она выше, тем более тяжелый грунт можно поднять и больший по площади участок обработать. Этот параметр варьирует от 3 до 9 л.с.
1. Чтобы обрабатывать небольшой участок 10-20 соток около дома, достаточно малолитражной модели на 3-4 л.с.
2. На просторном поле в 1 Га потребуется производительный мотоблок в 5-6 л.с.
3. Если грунт очень твердый, а площадь огромная, то стоит покупать только мощные аппараты на 7-9 л.с. Эту же величину выбирают при продолжительной работе по времени.

- Возможность передачи крутящего момента навесному оборудованию
Этой функцией обладают не все мотоблоки, и ее наличие удорожает стоимость конструкции. Суть заключается не только в передвижении аппарата по грунту с волочением прицепного плуга или иной насадки, но и в отдельном вале или шкиве, который передает крутящий момент на вращающиеся насадки навесного оборудования.
1. Это окажется практичным при мелком перемалывании грунта (плуг поднимает глыбы, а соседние диски их измельчают), использовании мотоблока для скоса травы (к валу подсоединяется косилка с ножами), применении техники для чистки снега зимой (при взаимодействии с круглой насадкой и лопастями или щетками), для перемалывания огородного мусора и удобрения почвы (стебли растений, корни).
2. Если же планируется лишь пахать, бороновать, окучивать и выкапывать, то в передаче крутящего момента на подвесное оборудование нет необходимости. Не пригодится это и в случае использования мотоблока с прицепом для перевозки урожая с поля в дом.

- Емкость бака
В зависимости от модели существуют аппараты вместимостью 3-8 литров. Примерный расход топлива у этой садовой техники составляет 1 литр в час.
1. Модель с небольшим баком позволит трудиться на протяжении трех часов. Если это небольшой участок рядом с домом, то топлива хватит с лихвой.
2. Для работы в поле трех часов может не хватить, что потребует возить с собой дополнительную канистру с бензином. Это не очень удобно, ведь размер самого поля может достигать более гектара, и если агрегат заглохнет на другом конце, то поход за канистрой отнимет много времени. Здесь покупают модели с баком на 6-8 литров.

- Сцепление и редуктор
Чтобы передавать крутящий момент от двигателя к колесам, требуется сцепление и коробка передач или редуктор, понижающий обороты до требуемых значений. Сцепление в мотоблоках бывает дисковым или ременным. Редукторы существуют цепные и шестеренчатые.
1. Устройства  с ременным сцеплением подойдут для вспашки обычного чернозема без примесей глины. Можно отметить, что обслуживание и ремонт ремней и цепей обходится очень дешево, но такие узлы могут давать пробуксовку на твердом грунте и быстрее изнашиваются.
2. Модели с дисковым сцеплением и шестеренчатым редуктором служат дольше и позволяют плавно трогаться с места.

- Глубина вспашки
Разные мотоблоки способны поднимать грунт с глубины от 25 до 35 см.
1. Если толщина плодородного слоя небольшая (20 см), то выворачивая на поверхность глину, можно ухудшить состояние почвы и снизить урожай. Еще это связано с выращиваемой культурой. Для пшеницы достаточно неглубокой посадки в 10-15 см. Поэтому в вышеописанных ситуациях, значения 25 см будет достаточно.
2. Если же чернозем имеет толстый слой и в него сажается картофель, то можно покупать мотоблок с глубиной вспашки 30-35 см. Это позволит насытить землю кислородом, удалить лишнюю влагу и разместить клубни на достаточном уровне, чтобы они питались водой от корневой системы и были защищены от солнца.

- Тип двигателя
1. Бензиновые модели отличаются меньшим шумом и вибрациями. Отличаются простой и надежной конструкцией. Имеют компактный размер, достаточную мощность, легкие в обслуживании. Работают в широком температурном диапазоне. Несомненным плюсом является доступная стоимость.
Они хорошо и быстро работают, но имеют повышенный расход топлива. Их целесообразно покупать для ухода за небольшим участком рядом с домом, и для легкой ухоженной почвы. Двигатель на бензине устанавливается на легкие и средние мотоблоки. Он дешевле по цене, но не обладает большим КПД. Крутящий момент передается на фрезу на 85-90%, а для вспашки больших целинных площадей этого мало. Помимо этого, моторесурс его меньше, чем у дизеля, а выносливость – ниже.
2. Дизельные агрегаты отличаются высокой надежностью, долговечностью, экономичностью и хорошей тягой на низких оборотах. Как правило, устанавливаются на машинах среднего и тяжелого класса, так как имеют большой вес. Тяжелые дизельные агрегаты незаменимы для работы в трудных условиях и на больших площадях. К недостаткам дизельной силовой установки относится ее высокая стоимость и дороговизна обслуживания. Поскольку расход топлива меньше, а по цене оно дешевле, чем бензин, то при максимальной нагрузке очень быстро окупается. Расход солярки гораздо экономичнее бензиновых устройств. Но это вызывает повышенный уровень шума и вибраций.

- Ширина вспашки
Величина, обозначающая максимальный захват по ширине при проходе аппаратом за один раз.
1. Показатели 60-70 см удобны для небольшого огорода на даче или узких полос (вдоль забора, между другими культурами).
2. Модели с шириной вспашки 80-130 см удобны для больших полей и коммерческого использования.

- Скорости
Существует несколько вариантов обустройства мотоблока скоростями:
1. Две передние и одна задняя;
2. Две в обе стороны;
3. Четыре передних и две задних.
Наличие большого числа скоростей пригодится при разнородной почве. Еще это важно для уборки снега, перевозки грузов в прицепе. Задняя трансмиссия нужна в узких участках, где нет возможности развернуться.
Следует знать, что у самых простых машин легкого класса редукторная часть упрощена. Трансмиссия – минимальная: 1 скорость вперед и 1 назад. Ограничение по передвижению фрезы не позволяют работать с очень твердой почвой. Помимо этого, с некоторыми навесками тоже возникают сложности. Часто машина едет не так быстро, как нужно копалке или окучнику. Скорость с тележкой -2-3 км в час; мотоблоки, у которых возможны 3-4 скорости вперед, очень хорошо сотрудничают с боронами, картофелекопалками, поскольку есть возможность выбрать нужную передачу. Две скорости дают возможность великолепных маневров. Такие машины быстро вспахивают большие территории, работая и в качестве мини-трактора. В этом случае нужно установить большие колеса и выбрать модель, у которой есть фара и аккумулятор. Максимальная скорость передвижения с транспортером 10-12 км в час.

- Масса
1. Агрегаты весом 60-80 кг подойдут для дачи с ухоженным участком, который каждый год перекапывался.
2. Чтобы разработать целину пригодится тяжелый аппарат в 90-110 кг, который хорошо проработает поверхность и вывернет глыбы.
3. Устройства в 120-140 кг можно применять преимущественно для перевозки прицепов и большого урожая или на очень твердых почвах, т. к. сам мотоблок будет ее утрамбовывать.
При частой транспортировке садовой техники с места на место при помощи другого вида транспорта желательно покупать легкие модели в 60-80 кг.

- Тип запуска
1. Традиционный запуск – ручной. Путем вытягивания троса. Это сложно и напрягает пользователя физически. Многие производители стараются облегчить возникающее при таком пуске сопротивление, делают облегченный старт. Но все равно, тяжелую машину завести с первого раза почти невозможно. Со второго-третьего – тоже трудновато.
2. Электростартер. Позволяет быстро запустить вращение мотора, находясь у рычагов управления и сразу приступить к работе. Удобная функция, если требуется делать частые остановки и перерывы в работе. Вы просто поворачиваете ключ зажигания в замке – как в автомобиле. Мотор включается в работу мгновенно. Даже остывший, или на морозе.

- Блокировка дифференциала
Очень удобно для маневров, если в агрегате есть механизм, блокирующий одно колесо. Оно останавливается, а второе – продолжает вращаться. Машина делает идеальный круг на одном месте. Это оптимальный способ разворота устройства, которое весит 100-150 кг.

- Регулировка руля
Рулевая колонка хороша тогда, когда она регулируемая. Рукоятки должны делать полукруг на 180 градусов, чтобы быстро повернуть налево-направо и заехать в нужное место. Помимо этого важна и настройка высоты ручек – вверх-вниз. Есть и модели, у которых руль можно не только поворачивать, но и смещать немного в сторону. Это дает возможность идти рядом с прибором, а не позади его.

- Наличие фары
Галогеновая фара важна в темное время суток: утром или вечером. Особенно, если планируете перевозить груз, то без освещения дороги не обойтись.

- Пневматические колеса
Необходимая оснастка для того, чтобы выполнять всевозможные работы в поле, а также для транспортировки урожая домой. Большие колеса с протектором не проскальзывают на мокрой почве. Часто они идут в комплекте, но не у всех моделей.



Какой мотоблок выбрать
1. Для дачи с небольшим участком около 15 соток пригодится аппарат на бензине, массой 60-70 кг, шириной вспашки 60 см и глубиной 25 см. Подойдет ременная передача. Мощность 3-4 л.с.
2. Для твердого грунта, где преобладает глинистый слой, потребуется дизельная версия, мощностью 6 л.с., дисковым сцеплением и КПП на 2 передние и 1 заднюю скорости. Масса аппарата желательна от 80 кг.
3. Засевать большие по площади поля пшеницей удобно с мотоблоком на 5-6 л.с., шириной вспашки 110 см и глубиной 25 см. Пригодится наличие четырех передних скоростей и бак объемом 6-8 литров. Масса техники желательна 70-80 кг.
4. Для универсального использования (работа с землей, перевозка грузов) нужен дизельный агрегат на 8-9 л.с., массой от 100 кг, баком на 8 литров, дисковым сцеплением и четырьмя передними передачами. Ширина вспахивания 120 см, а глубина до 35 см.
- Если планируете использовать мотоблок не только в период полевых работ, тогда обязателен вал отбора мощности. Работая со всевозможными активными навесками, такие аппараты косят траву, подают воду из пруда для полива участка, метут улицы и дороги и даже убирают снеговые заносы; --- Если планируете много и длительно перевозить грузы, многоступенчатая коробка передач и большие колеса – обязательны.



Российские производители
Российские производители выпускают технику, которая не уступает по всем показателям импортным аналогам. Это касается не только эксплуатационных характеристик, но и внешнего дизайна. При этом цены изделий отечественного изготовления в несколько раз ниже импортных агрегатов. Отлично зарекомендовали себя российские мотоблоки торговой марки Нева. Данные изделия наряду с доступной стоимостью отличаются надежностью и функциональностью.
Российские мотоблоки – чаще всего это оптимальный вариант многофункционального агрегата за приемлемую цену. Особенно популярны отечественные мотоблоки с клиноременной передачей и передачей крутящего момента на косилку, снегоуборщик или щетку также с помощью ремня. Особенность таких моделей в простоте сцепления, что значительно облегчает эксплуатацию и ремонт (который сводится к элементарной замене ремня). Надежный редуктор (спроектированный еще советскими инженерами) и профессиональный двигатель импортного производства (Honda, Subaru и т.д.) в сочетании дают высокую надежность и отличную функциональность агрегата.
В любом случае, какой бы мотоблок вы не выбрали, любой из них однозначно упростит вам жизнь. Каждое такое устройство имеет большой потенциал и пригодно для выполнения множества функций, помимо прямого назначения – возделывания почвы. Любой хороший хозяин запросто разберется с тем, где и как лучше применить мотоблок, какого бы типа он не был.
Теги: Мотоблок
Корзина товаров
Забыли пароль?
[back-ring]